Сентиментальное отступление

В какой-то белесоватой, приятной дымке встают воспоминания детства. Особенно самые ранние и теплые. Однажды мама с папой вывезли меня в Аколь - поселок на берегу Томи и Мрас-су. Года два мне было, а помню. Хорошо было, душевно, и вспоминается как панорама: река, поле, изгородь вокруг огорода, бабушка с ведром и коза на привязи. Даже помню, что козы этой смешной боялся, на этом обрывается. Маме рассказываю - смеется, так все и было.Мундыбаш, река, сплав, Новокузнецк, катамаран, сибирь, Шория,
жабы,
Так и продолжалось - как приятное воспоминание, так на природе. Лодку моторную купили: сижу за столом в детском саду, ем горошницу, вдруг, вижу мама за мной среди бела дня пришла (уже кайф, кто понимает), по походному одета. Доедать не стал, выскочил, а мама говорит: - Сейчас кататься поедем, папа лодку купил! - С батарейками? - спрашиваю. - Настоящую, с мотором!!! Урррра!!!
А вот про свой первый водный поход хочу рассказать подробнее.
Мундыбаш, река, сплав, Новокузнецк, катамаран, сибирь, Шория,
жабы,
Был у меня друг Игорь Швецов. На год старше, чем я. Умнючий пацан. Мы с ним часто по лесам-полям шарились, всякие книжки читали, в пластилин исторические баталии разыгрывали по Книге Будущих Командиров. И однажды родилась у нас идея забраться в глушь, в тайгу, на реку, чтоб на несколько дней, вдвоем.
Засели за карту. Я детально вспоминал, что заучил с отцом на реке. Как себя правильно вести на воде, в тайге, что нужно иметь с собой. Игорь рылся в книгах и в своей памяти. Когда все свели вместе и выбрали реку, то получился довольно осмысленный, по нашим меркам, маршрут.
Итак. Было решено уехать на поезде подальше, сойти поближе к воде и приплыть в Новокузнецк. Использовать для этого резиновую лодку, взятую на прокат. Ничего не говорить моей маме, потому что не пустит. Мама Игоря должна знать где нас искать, потому что пустит. До сих пор не понимаю, почему нас не сдали до отъезда?Мундыбаш, река, сплав, Новокузнецк, катамаран, сибирь, Шория,
жабы,
Маршрут: поезд Новокузнецк-Таштагол - ост.525км - р. Мундыбаш - р. Кондома - р.Томь - г. Новокузнецк. Одно слово -  дети-идиоты. У нас паспортов то не было, и лодку на прокат взял нам старший пацан со двора. Я закончил 7-й класс, Игорь 8-й и ждал вызов в Измаильскую мореходку, куда подал документы на поступление. Этим летом был последний шанс вместе поискать приключений на задницы.
За 2 дня до старта я сообщил маме, что хочу съездить с Игорем в деревню к его родственникам, что там классно, молоко, сметана, яйца и т.д., и спать мы будем на сеновале, а для этого я возьму спальник. Мама сшила его из ватного одеяла для прошлых походов на 1-2 ночевки. Палатки у нас не было и мы с Игоряном всегда брали большой кусок полиэтилена и ставили отличные шалаши.
День старта. Утром набрали у Игоря дома картохи и пошли на вокзал, собираясь остальные продукты купить по дороге. Зашли в магазин, купили котелок, чего-то еще не нужного, купили пачку трубочного табака «Нептун» и поняли, что опаздываем на паровоз. Трамваи не ходили по закону подлости и на вокзал мы бежали задыхаясь под рюкзаками, забыв о покупке жратвы.Мундыбаш, река, сплав, Новокузнецк, катамаран, сибирь, Шория,
жабы,
К нашему огорчению, на полпути к 525 км. в окно поезда мы увидели, как пошел дождь. Всю неделю до отъезда лило нещадно, и последние два дня солнца оказались обманом надежд. Стало слегка грустно, когда наши лапти ощутили легкую влажность травы на станции. Мы, все-таки были полны решимости и шагнули навстречу нашему новому приключению
До открытой воды мы так и не дошли. Река разлилась , и нам было уже по пояс, а до стремнины метров 10. Разложили лодку на раскидистой коряге, накачали и насквозь мокрые поплыли вниз. Нас нисколько не беспокоило такое положение дел, мы были уверены, что так и надо.Мундыбаш, река, сплав, Новокузнецк, катамаран, сибирь, Шория,
Дождь не прекращался, но нам все было интересно. Мы плыли и глазели по сторонам, с интересом отрабатывали слалом между камней, учились понимать русло. О том, что надо вставать на ночлег, как-то не думалось. Казалось, что всегда будет день, а ливень вот-вот кончится.
Стемнело. Совсем. Захотелось на берег и мы поняли, что некуда зачалиться. По одному берегу скала, по другому кусты, и ни черта не видно. Вдруг мы увидели просвет в чаще, какое-то подобие поляны. Пристали. В полной темноте удалось понять, что поляна большая и заросшая таежной травой выше нашего роста.
Используя лодку как бульдозер, протолкались от воды метров на пять. Достали полиэтилен, легли внутрь лодки и накрылись пленкой, оставив дырку для воздуха. Дышать пришлось по принципу Игорь-вдох, я-выдох, иначе мы не входили в лодку. Заснули почти сразу, оказывается, мы оба очень устали.Мундыбаш, река, сплав, Новокузнецк, катамаран, сибирь, Шория,
жабы,
Утро было противное, мокрое, туманное и голодное. Попытка развести огонь ни к чему не привела. Хорошо хоть дождь кончился. Ну что, пошли дальше? Пошли. На голодный желудок болталось не очень, но стало выглядывать солнце и, кажется, жизнь продолжилась.
К обеду стало очень жарко. От нас валил пар. Тут мы заметили очень интересный утес с площадкой наверху и решили его исследовать. Под утесом оказалась естественная выемка в скале в которую наша резинка вщелкнулась как клипса, можно было даже не привязывать. Пока поднялись на вершину, наелись костяники и набрали грибов.
Вершина утеса была покрыта толстым слоем мха. Тут же была поваленная береза. Сама площадка просторная и очень удобная для жилья. Отлично, живем, пока не надоест! Быстро развели костер и стали готовить грибы. Варить их не стали, а решили лучше пожарить. Разобрав снарягу,  поняли что у нас нет хлеба, консервов, ложек, вилок, кружек, соли, сахара и, по ходу, мозгов.Мундыбаш, река, сплав, Новокузнецк, катамаран, сибирь, Шория,
жабы,
Пока Игорь жарил грибы в крышке котелка на растительном масле, я сшил из бересты две кружки, две ложки и выстругал вилки. Чай сварили из смородины и малины. Было дико и вкусно, хотя и без соли. Поставили шалаш и поперлись изучать окрестности.
Из признаков присутствия человека в этих местах был обнаружен проволочный силок для рябчика, который рассыпался у нас в руках. Красота вокруг неописуемая! Погода наладилась и мы дурачились как щенки. Щенки мы и были. На утесе прожили две ночевки и пошли дальше.
По пути мы часто останавливались, чтоб полазить по утесам, осмотреть какой-нибудь ручей, пожрать кислицы и т.д. Одно такое место сильно нам запомнилось, потому что чуть не закончилось трагедией. Да вообще, дуракам везет, или нас хранили какие-то Ангелы.Мундыбаш, река, сплав, Новокузнецк, катамаран, сибирь, Шория,
жабы,
Увидели большой утес с цельной подошвой и решили встать. Я тут же нашел углубление в камне виде кресла. Здорово! Уселся, прям по моему размеру креслице. Камень горячий - кайф! Игорь полез по правому склону утеса наверх. Я обратил внимание, что стена вся в трещинах, и можно лезть по ней как по лестнице. Ну, думаю, щас вперед Игоря заберусь!
Майка, наброшенная на плечи, упала с меня, когда я подняля на метра три от  подошвы. Вверх оставалось еще около четырех. Поглядел куда полетела майка и понял, что сделал это зря. В душу закрался страх, до селе неведомый - страх высоты. Сразу ощутил ненадежность своего положения: босиком, в одних плавках, посередине скалы. В низ не получится, прыгать высоко, вверх может сил не хватить - придурок. Игорь меня не видит.
Поборов страх, полез выше. Ступенька за ступенькой, камушек за камушком, только б не сорваться, ползи урод, ползи! Кто меня погнал туда? Вот уже вершина. Ноги трясутся. Вылез. Игорь сидел на площадке и, поедая малину, ругал меня черными словами. Там где поднялся он, спуститься тоже было не реально. Пошли левым склоном, страхуя друг друга, как получится.Мундыбаш, река, сплав, Новокузнецк, катамаран, сибирь, Шория,
жабы,
Я оступился и полетел вниз. Инстинктивно распластавшись, повис на колючих лианах из хмеля, малины и еще какой-то поросли. Вау-у-у-у!!! Как же больно!!! Игорь, обойдя опасное место, помог мне слезть с этой качели. Я был весь в кровавую мелкую рисочку. Тело горело. Кое-как завершили спуск и я ринулся в реку, в очередной раз взвыв от боли. Полежал в воде, успокоился и тут нас пробил смех. Одежда Игоря спасла мало и мы оба были кроваво-полосатые.
Увидели покос. Ура - цивилизация! По полю идет бородатый мужик абсолютно голый. Нас не замечает , о чем-то своем думает. - Мужик! До Мундыбаша далеко? - крикнули мы. Такого дикого прыжка на месте я никогда не видел. Он просто не знал куда прятаться и от кого, поэтому получилось высоко и на месте. Зажав причинное в кулак, вытянул одну руку вниз по течению и провыл: - У-у-у, туда!!! Мы рассмеялись, мужик расслабился и помахал нам на удачу свободной рукой.Мундыбаш, река, сплав, Новокузнецк, катамаран, сибирь, Шория,
На одном из плесов мы закемарили и не заметили, что плес заканчивается порогом. Очнулись - поздно! Два камня как ворота, поередине между ними обливняк, который и принял нас лагом. Нас ловко перевернуло и накрыло лодкой. Все барахло почти сразу утонуло. Из-за того, что вода к тому времени сильно упала, нам удалось все достать. Минут сорок мы купались, спасая вещи. Понятие гидры для нас отсутствовало, поэтому намокло абсолютно все.
Показалась какая-то деревня, а на берегу стоял вагончик. Зашли внутрь. Две комнаты разделены кухней с печкой. В шкафчике макароны, Беломор, соль, сахар, сухари. Мы решили, что имеем полное право воспользоваться гостеприимством жилья как бедствующие странники. Затопили печь, и , о кайф, батареи в обеих комнатах стали горячие. Мы развесили и разложили мокрые пожитки в одной комнате, а в другой поселились сами на ватных матрацах и панцирных кроватях.Мундыбаш, река, сплав, Новокузнецк, катамаран, сибирь, Шория,
жабы,
Люди в деревне оказались гостеприимными. Угостили нас молодой картохой, рассказали что отсюда ходит автобус до Учулена, и лучше бы нам валить домой. Да теперь мы и сами понимали тупость нашего плана доплыть до Новокузнецка. Появилось понятие о расстояниях и чувство времени. Два дня сушки вещей, ловли пескарей, загорания и балдежа - никогда не забуду это ощущение счастья и свободы!
Автобус Самарский Лог - Учулен на халяву доставил нас на станцию, где пришлось шесть часов ждать Таштагольского поезда, развлекая себя голодных щекотанием травинкой в носу, вызывая чих. - Тетенька, тетенька, возьмите нас в Новокузнецк? Мы все деньги утопили! Нам есть нечего! - озадачили мы проводницу. - Забирайтесь, охломоны! Да куда ваши матери смотрют!!!Мундыбаш, река, сплав, Новокузнецк, катамаран, сибирь, Шория,
А матери смотрели очень строго. Прямо в глаза! И затрещина, которую я получил, показалась такой родной и безобидной! А еще я понял, что в то лето я прилично повзрослел.
С Игорем нам больше не довелось попутешествовать. Жизнь сделала свое черное дело и развела нас по разным дорогам. Потом я много раз пытался найти те утесы, но тщетно. Фотоаппарата у нас тогда не было, да и с его помощью навряд ли удалось бы передать красоту, подсвеченных заходящим солнцем, скал, которые представлялись нам то каким-то зверем, то старым индейцем.
Для наглядности вставил фото со сплава 2006 г. по Мундыбашу.