Не зная броду – весло в руки и в воду!

Каждая новая река, как новая книга.
Даже если тебе все рассказал товарищ,
читаешь ее и познаешь все сам.

                Всемирная паутина не обрадовала нас обилием описаний прохождения реки Унзас, имеющей второе название Большая Речка. Было найдено достаточно смутная история кемеровчан о прохождении шиверы «кучерявый» и порога «труба». Еще говорилось о том, что на реке очень мало мест для стоянки, в чем мы впоследствии убедились сами. Даже глядя на карту, мы слабо представляли себе место старта. Все говорило за то, что река неизвестная и, наверное, интересная. От города-героя Шерегеш до города-негероя Мыски порядка 120 км. - чем не тема для майского сплава? Знакомые водники интриговали нас неудачными попытками проезда в мае к месту стапеля и натоптанным маршрутом-связкой Мрас-су - Унзас для прохождения порога Труба перед стрелкой с Мрасом в летний период.
                На общем собрании участников, под воздействием пива протерли пальцами на карте маршрут экспедиции и разработали план заброски. Все получалось без запинки и без задоринки. Голому собраться - только набить жратвой рюкзак, ну и подпоясаться... Поехали!
                Как-то вышло, что никто из нас не был в Таштаголе на поезде. Все как-то на авто. Ну, кто мог знать, что станция для высадки будет называться не по имени города, а станция Таштагол - это задница мира, куда и машины-то заезжают только для того, чтоб в этом убедиться. Вылезли мы там слегка не трезвые и очень одинокие с 40 килограммовыми рюкзаками опытных водников за спиной и с чувством чего-то недостигнутого.
                Делегированный за машиной, вернулся к нам через 30 минут, восседая пассажиром в «Ниссан Марч», из которого жутко несло свежим навозом. Водитель, бодрый дед лет 70-ти сник, увидев объем поклажи, и предложил нам поискать что-нибудь покрупнее его сноповязалки. Мы согласились и стали вылавливать маршрутное такси «Газель» для заброски в Шерегеш к месту старта. Буквально пятый водитель снялся с маршрута, назвав шефу по телефону сумму гонорара, и мы погрузились.
                Мы едем-едем -едем в далекие края... за 20 километров, хорошие друзья! Погода классная, газель шустрая, водитель разговорчивый. Блиннн, какой же он разговорчивый!!! Все эти места он знает, сам постоянно ездит, до места довезет, но надо добавить 800р, так как это дальше Шерегеша на 15 км, а там места прекрасные, а он сам там отдыхает с внуками, которые обязательно будут туристами, потому что мы классные ребята и мы не жадные, а он самый лучший водила Таштагола...
                Паводок размыл дорогу на выезде из Шерегеша, и мне показалось, что мы повисли намертво на галечной гриве, нарытой трактором, как временная переправа через весенний размыв, но газель, конкретно скребанув задним бампером, поползла дальше, преодолевая шумный брод. Выехали на дорогу вдоль Унзаса. - Еще километров 10 и будет Суетинский мост. С него и будете стартовать - обернувшись к нам, изрек водила. Но, не доехав по его подсчетам 1км до места, газель остановилась. Перед нами дорога больше чем на половину была смыта рекой. Оставался коридор шириной в 3 метра, и таксист наотрез отказался по нему ехать, чтоб не свалиться в Большую Речку. - Все, приехали, дальше нельзя! Тут сейчас никто не ездит. Все боятся. Все падают, и я не хочу! Вам чуть-чуть пройти до поворота, а там и мост - знаток местности казался очень убедительным.
                 Мы прошли около 3-х километров, но моста не увидели. Река манила быстрым течением, а солнце гнобило не майским жаром. Решили собрать кат, пойти по воде как придется, тем более что обещанный мост казался близким. Сварганили салатик, холодные закуски, надули кат, Толик попытался поймать рыбки. Подъехала Нива. Мужики вышли, поздоровались, похвалили наше судно и удивились, что мы стартуем здесь. - Мы по молодости тоже тут начинали, но на лодках, а ща как-то не знаем что тут, ну, флаг вам в путь!Приплыли
                 Раньше я не понимал до конца всего смысла термина «горно-таежная река», а жаль. Первые три завала были проходимые, и мы все дальше удалялись от цивилизации, выпучив шары от удовольствия и экстрима. Потом река резко сузилась, а весло перестало доставать до дна. Ветви склонились над нами, цепляя нас за лица, плечи и катамаран. Мы буквально крались по извилистой канаве, шириной чуть больше трех метров. Вокруг черновая болотистая тайга без твердой почвы. Думать уже было нечем и поздно. Топор и лучковая пила заменили весла. Отборный русский мат заменил привычную философскую беседу.
                 Одноглазый и слепой поперлись к девкам в соседнюю деревню через лес. Шли они шли, и вдруг одноглазый натыкается единственным глазом на ветку и в отчаянии восклицает: - Ну, все, блин, пришли! - Здравствуйте, девочки! - разводя руки в стороны и почтенно поклонившись отозвался слепой... Мы вспомнили этот анекдот, когда потащили катамаран через густой Одноглазый и слепойкустарник, обнося мертвый завал. Потом решили отправлять одного из нас по суше на разведку, чтобы не спускать кат без толку на воду. Но особо это дела не поменяло. В ход пошли технические средства. Лучковая пила - зверь! Минут 20 открытой воды и перед нами целый мост из упавших деревьев. Кат перетащили не разгружая.
                 Тайга явно издевалась над нами, придумывая новые препятствия. Следующий мост без возможности обноса был приподнят над водой примерно на полметра. Тут мы обнаружили, что один из кулей остался где-то в кустах. Славян пошел его искать, а мы с Толиком начали перетаскивать груженый кат через завал. Течение давило, и кат начало подмывать под бревна. Еще секунда, и нас, как двух мух, сдернуло катом в ледяную воду. Первый - Толик, затем - кат, а сверху - я. Груженый оверкиль с затягом под завал, до дна по горло... Молча сопя вытащили и перевернули катамаран. Вернувшийся с рюкзаком Славка не сразу понял, почему мы мокрые и злые.
                 Приближался вечер. По воде было пройдено 3-4 километра. Разведка донесла, что впереди три непроходимых завала. Где-то совсем рядом слышались звуки проезжающих по дороге машин. Приняли решение разобрать кат и продираться через кочкарник и кусты на звуки цивилизации. Это было жалкое зрелище. Таежное болото с кочками высотой по пояс, а между ними рыжая жижа, если кто-нибудь падал, то его накрывало тяжелым, мокрым рюкзаком и втаптывало промеж кочек. Приходилось возвращаться и поднимать пострадавшего. Шли минут сорок, выдохлись окончательно.
                 Вышли на дорогу и увидели неподалеку большую сухую поляну. Надо ставить лагерь, ужинать и спать. Услышали звук мотора и выскочили навстречу мотоциклу. Долговязый дядька ехал на этом тарантасе без газа и сцепления, но, увидев нас, остановился.
- Далеко ли до Суетинского моста? - спросили мы. - Да километров 15 будет.
Немая сцена. Все вспомнили про таксиста, про доплату, про то что здесь никто не ездит... Вот же гад!
                 Завели драндулет с толкача и дядька укатил. Занялись бытом, развели костер, сварили солянку, чай, поставили палатку. Толя ходил за дровами в лес и вернулся в сопровождении 4-х клещей, которые судорожно искали на нем какое-нибудь безволосое и мягкое место, чтоб пожрать. Я достал купленное перед отъездом средство «рефтамид» для обработки одежды. Одного раза хватает на 8 дней действия. Зверская штука - воняет так, что мы сами чуть не попадали, как клещи. Погода была безветренная, и марево «рефтамида» висело над поляной минут 10.. Только сели поесть, как опять услышали мотор, но к нам уже подъехал москвич. Из него вышел коренастый мужик лет сорока и молодой парнишка-шорец , лет двадцати.
- Здравствуйте! Далеко собрались? - спросили гости. Мы сказали, куда нам надо.
- Да мне Колян сказал, что вам тут помощь нужна, вот я и приехал на вас поглядеть, - продолжил мужик. Мы недоуменно переглянулись.
- Да вы ему помогли мотоцикл завести недавно, а меня Юра зовут. Давайте до места вас довезу. Мы насторожились: - А сколько денег возьмешь с нас?
- А сколько дадите!
-200! - ответили мы.
- Годится! Мне как раз на бензин хватит, - согласился Юра.
                  Пригласили гостей к столу, чтоб помогли съесть солянку и выпить чай. Юра с благодарностью принял тарелку и увидел бешенную аэрозоль. - Ооо... чото от комаров? Помогает?- спросил он, обильно поливая себе морду, руки и голову. Мы кинулись врассыпную, сберегая свои миски и успев накрыть крышкой кастрюлю с солянкой. Юра чихнул и протянул баллон Паше: - Сбрызнись. Классная штука! Паша с опаской отказался, а мы заржали, пояснив в чем дело. Разговорились о том, о сем, закончили с ужином и стали грузиться. Услышав нашу историю, Юра и Паша долго смеялись и материли таксиста, точнее материл только Юра. Паша оказался непьющим, некурящим и нематерящимся боксером, чем вызвал у нас уважение.
                   До моста мы не доехали. Громотуха, приток Унзаса, не входила в трубу и промыла себе путь поверх дороги. Перегруженный москвич на полном ходу влетел в брод и встал как вкопанный. Всей толпой в раскачку мы не смогли его выдернуть из сыпучей гальки. Впереди показались фары и Юра остановил наши тщетные попытки: - Вон пацаны едут, щас выдернут! Подъехал уазик и спас москвича. Юра сказал, что знает поляну, с которой можно стартовать: - Поехали, мы там неделю назад тещин день рождения справляли.
                    Уже в полной темноте поставили лагерь и развели огонь. Юра сказал: - Парни, да ну вас с вашими деньгами. Давайте посидим, выпьем, поиграем на гитаре? - Да о чем разговор-то! Милости просим! - ответили мы. Настроение резко пошло вверх. Уже не чувствовалась усталость, забылось болото, на душе стало легко и песенно. - Вова, а давай вот эту: «На Колыме далекой, где тайга кругом...» - через каждые 2-3 песни просил Юра. Я уже тихо ненавидел «Колыму», но гостя и спасителя уважал, пока не начал засыпать в процессе исполнения. В третьем часу ночи Юра тоже уморился. Паша погрузил его в авто и попрощался с нами. Все дороги в тех краях - гать. Бревна вперемешку со щебнем образуют твердое покрытие , а где щебень утопает в болоте, остаются одни старые и гнилые бревна. Вот такая дорожка вела на эту поляну. Москвич, невероятно высоко подпрыгивая на бревнах, тронулся в путь. От качки Юра взбодрился, вылез из машины, вернулся к нам, метров за сто, попрощался еще раз, пригласил на будущий год и выгнал Пашу из-за руля. В темноте, по звуку мотора, нам показалось, что вечный автомобиль взлетел над гатью и умчал от нас добрых людей.
                  А наутро жизнь била ключом! Мы собрали кат и тронулись в путь. Река набирала силу, питаясь ручьями, и несла нас мягко меж красивых берегов. Это было наше первое, но не последнее путешествие по Большой Речке До самой Мрас-су мы не встретили ни одного человека, хотя следы его былого присутствия были повсюду. Заброшенные поселки заключенных-лесорубов, старая ржавая техника и гать из бревен и галечника напоминали о временах молевого сплава леса.
                  Тогда многие сибирские реки и их притоки были забиты бревнами, налезающими друг на друга и гниющими в воде. Сейчас природа восстановила ошибки человека, и берега поросли вторичным лесом, но новая беда подстерегает Унзас. В самом верховье ведется разработка золота, и драга намывает тонны глины, которая покрыла все дно и берега реки, создавая плодородный слой для травы, тины и водорослей. Это был последнй раз, когда мы видели чистую воду Унзаса. Галечные отмели были цветными от кварцита, гранита, мрамора и других минералов, а не ровного серо-желтого цвета.
                   Впереди было четыре дня веселого матрасного сплава и порог Труба, который можно было бы назвать Диван или вообще не сообщать миру о его существовании. И огромное спасибо тем людям, которые бескорыстно сами приходят на помощь бестолковым туристам, что суются в воду, не зная броду, и создают проблемы своей безбашенностью.
Фотогалерея путешествия: http://gaba.su/modules.php?name=coppermine&file=thumbnails&album=156
Дата публикации: 2009-06-29 18:10:56